НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Что такое нейропсихологическая коррекция?

Нейропсихология возникла на стыке медицины и психологии. Это раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования. Нейропсихолог, в том числе и детский, не только изучает связь мозга и психических процессов, но и знает, какие структуры мозга и каким образом обеспечивают правильную речь, хорошую память и восприятие, умение контролировать собственное поведение, удерживать внимание, высокую стрессоустойчивость, и прочее. Именно нейропсихология помогает найти ответы на вопросы: в чем причина задержки психического и речевого развития ребенка, проблем его поведения, сложностей с усвоением учебного материала. Нейрокоррекция — это специально разработанная методика, комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования.


Как это работает?

Нейропсихологическая коррекция идет как будто "снизу вверх", заново формируя нейропсихические функции. Зная особенности развития мозга ребенка, нейропсихолог может на ранних стадиях провести коррекцию или сформировать поведение.

Нейрокоррекция оказывает помощь, таким образом, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение. Данный вид коррекции позволяет скорректировать особенности развития ребенка, приблизить его к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду.


Как это помогает?

Нейропсихолог хорошо понимает законы развития мозга ребенка и благодаря особым методам диагностики может выявить патологию развития на ранних этапах, вовремя отправить к соответствующему врачу-специалисту. Также он владеет широким спектром психологических знаний, понимает, как формируются высшие психические функции и личность ребенка, и в случае необходимости может провести коррекцию поведения или формирующее обучение.


Как это происходит?

1. Диагностический этап.

Сначала нейропсихолог проводит диагностику уровня сформированности психических функций ребенка, выявляет "проседающие" функции, определяет какие области мозга недостаточно созрели для выполнения "своих обязанностей", за счет чего имеются те или иные трудности в обучении, выделяет зону ближайшего развития ребенка.

Преимущество нейропсихологической диагностики заключается в том, что с ее помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и факторы, приводящие к наблюдающимся нарушениям развития.

2. Установочный этап.

На основании проведенной диагностики строится коррекционная программа, которая состоит из специально разработанных и подобранных физических упражнений, развивающих игр, умственных занятий для ребенка. Такая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. В процессе нейропсихологических занятий происходит коррекция психофизиологической основы психической деятельности и формирования личности ребенка.

3. Коррекционный этап:

Происходит коррекционная работа. Сенсомоторная коррекция может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Она направлена, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я, развитие мелкой моторики, улучшения межполушарного взаимодействия, повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля. 

Порядок выполнения ребенком упражнений соответствует направлению онтогенетического развития (начиная с положения лежа, затем – сидя, на четвереньках, стоя).

4. Оценка эффективности коррекционной работы.

Необходимо отметить, что устранение симптома не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Максимальный эффект достигается спустя 7-9 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия.

Кому это подходит?

Нейропсихологическая коррекция показана при таких видах диагноза как:


    Детский аутизм

    ЗПР (задержка психического развития)

    ЗРР (задержка речевого развития)

    Алалия, дизартрия

    СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность),

    Дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения)

    ДЦП

    Органические расстройства

    Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера